Бизнес-план – это вид документа, являющийся основанием проведения компании. В него входят основные задачи, пути их решения и сроки выполнения. Каждое коммерческое предприятие требует составления бизнес-проекта, без него фактически нельзя получить результат.
Какие цели разработки
При составлении базового документа раскрываются такие вопросы:
1.Постановка задач для менеджеров.
2. Эскиз проекта. Обязательно назначить и держаться сроков выполнения. Сама наглядность плана вначале поможет выявить минусы. Если их вовремя исправлять, то это не приведет к крупным денежным затратам.
Если план не составить, то многие проблемы будут впоследствии решаться стихийно, что рискованно. Это своего рода репетиция, ведь многие негоразды в деле происходят из-за самообмана. Проект не должен быть одной видимостью.
Иногда такой документ не отражает истинного положения дел, а наоборот в нем много вымысла и если ему поверить, то исход дела может разочаровать.
3.Привлечение инвесторов. По правильно составленному плану легко могут ориентироваться специалисты Директор компании может и сам его составить. Только важно не забыть, что планирование делается быстро чтобы прибыль возросла и предприятие осталось на плаву. Первым делом лучше определить будущие перспективы. И каждый спонсорский вклад или кредит кладется в основу бизнес-плана.
Если документ привлекательный, то тем больше инвесторов захотят в него вложиться и дать деньги на хороших условиях.
Главная цель планирования – это прогноз неожиданных обстоятельств и таким образом разные форс-мажоры не застанут врасплох. Ведь всегда найдутся случайности, негативно влияющие на дело. А конкурентов такие случаи могут и не обойти стороной. Это одно из правил естественного отбора.
Чтобы быть на шаг впереди важно помнить правила составления проекта:
Прозрачность
План должен быть простым и понятным от начала и до конца. Немаловажна и краткость, четкая структура, когда все пункты легко объяснить.
Спонсорам часто интересно, почему именно конкретному человеку досталась роль добытчика результата. Потому хорошо, если он в любой момент может подробно объяснить дела. Если бизнесмен не учитывает понятность дела, то есть риск его отставания на рынке.
Ключевые пункты:
– ценность компании;
– спрос у покупателей;
– размер начального капитала;
– перспективы развития;
– возможные проблемы и способы борьбы.
Также можно выписать конкурентов, партнеров, членов команды, а также расчеты по доходам и расходам, величина прибыли и сроки ее получения.
Если план составляется для работающего проекта, то вносятся и показатели за последний период.
Особенности
Объемы инвестиций – это залог будущего развития. Не стоит использовать готовые планы из интернета, а их можно лишь рассматривать в качестве примера. Ведь в каждом регионе свои условия. Причем нужно описать все как есть без прикрас.
Со стороны можно подумать, что чем больше бизнес-план, то тем он лучше раскрыт. Но суть в том, что инвестор должен его понять с первых же страниц.
«Мертвые души»
Основные данные команды должны быть верными и нельзя упоминать людей, которые не работают, например, консультантов. Если такая информация заинтересует спонсоров, то их доверие от этого пострадает. Ведь инвестиции вкладывают в людей, а не в бизнес.
Также осторожней надо быть с фразами типа: «Товар, не имеющий аналогов», «нет конкурентов». А вдруг они появятся, но непредвиденно.
Спонсоры хотят знать, когда они вернут свои деньги и потому особо важно описать работу компании в первый год по месяцам, а потом можно и поквартально.
Анализ рынка
Этот пункт не должен вызывать затруднений, так как расходы не могут быть примерными, поскольку в реальном деле есть риск оказаться им непосильными. И всегда нужно знать, что даже самые уникальные идеи могут скопировать конкуренты и потянуть к себе заказчиков, и потому проводите грамотный анализ не только рынка своего сегмента, но и SWOT и STEEP анализ. И проводить работу лучше всей командой.